Доступная среда
Доступная среда – образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации “Об образовании” и Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основная задача деятельности в этом направлении это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных учреждениях, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно.
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения – кабинет психологической разгрузки, логопедический кабинет, медицинский кабинет, музыкальный зал.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ «ДС№60» имеется инвентарь для проведения занятий физической культуры.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МКДОУ «ДС№60» имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе используемые для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные стенды;
- проекторы
- проекционные экраны
- ноутбуки
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ и наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с
Создание образовательных условий в учреждении начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду и специальное оборудование.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
- санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
- возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
- санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ:
- пожарной безопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ.
По созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в соответствии с требованиями строительных норм и правил были проведены мероприятия:
- подъемник лестничный универсальный «ПУМА-УНИ-130» для подъема инвалидной коляски на второй этаж.
- Инвалидная коляска
- Кнопка вызова сотрудника
- Установлены поручни
- на путях следования инвалидной коляски пол заменен шершавой плиткой;
- подъезд к главному входу выложен плиткой без барьеров;
Условия питания обучения обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В групповой комнате созданы условия для питания обучающихся с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм. Питание готовится штатным составом поваров по меню, разработанному на основе современных требований, предъявляемых к питанию.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Охрана здоровья обучающихся осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Педагогический состав дошкольного учреждения регулярно проходит аттестацию по сан минимуму и оказанию первой медицинской помощи. Обучающиеся проходят плановые медицинские осмотры врачами - узкими специалистами.
Медпункт, процедурная комната - режим работы с 08.00 до 18.00
Санитарно – гигиенический режим.
Здание оборудовано системой хозяйственно – питьевой, канализационной, водостоками.
- Групповые комнаты и кабинеты имеют естественное освещение, а также лампы дневного освещения. Температурный режим соответствует санитарным нормам. Все помещения проветриваются во время прогулок по режиму.
- В музыкальном и физкультурном залах имеются рециркуляторы
При учреждении нет общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.